Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры
В соответствии с законодательством РФ, каждый работодатель обязан произвести аттестацию своих рабочих мест.
Но в чем заключается необходимость проведения данной процедуры? Какое наказание за отказ от нее грозит и что предоставляет организации регулярное выполнение аттестации?
Мы исследуем процедуру аттестации рабочих мест и выясним, где получить эту услугу.
Каждый работодатель по закону обязан проводить мониторинг условий труда с целью выявления нарушений, опасных для жизни и здоровья своих работников. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" это обязательство означает проведение аттестации рабочих мест. Данный процесс осуществляется для оценки уровня опасности производственных факторов и минимизации их воздействия на сотрудников. В настоящее время в законодательстве можно встретить иным термин - "специальная оценка условий труда" или СОУТ. Однако он пока не получил широкого распространения, поэтому часто используется более привычное название - аттестация рабочих мест. В нашей статье мы тоже воспользуемся этим названием для удобства читателей.
Если в компании происходят изменения, связанные с организацией новых рабочих мест, введением нового оборудования или сырья, а также изменением технологических процессов на производстве, работодатель обязан провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если у компании есть действительная декларация соответствия. Если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства выявлены нарушения, работодателю может быть выдано предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Проведение аттестации рабочих мест поможет не только избежать штрафов за возможные нарушения, но также позволит сэкономить средства на социальные отчисления. Компании, которые проводят специальную оценку условий труда, могут получить скидки до 40% от тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний. Поэтому проведение аттестации рабочих мест является выгодным для бизнеса, так как оно помогает соблюдать законодательство и экономить деньги.
Важно знать, что Система управления охраной труда (СОУТ) отличается от аттестации рабочих мест наличием этапа идентификации потенциально опасных или вредных факторов, включенного в ее рамки. Данный этап проводится следующим образом: анализируются предоставленные работодателем данные, осуществляется обследование рабочих мест и проводится опрос работников и их руководителей.
В свою очередь, аттестационная проверка направлена на устранение выявленных нарушений в условиях труда (например, неисправности оборудования, превышение нормативов для концентрации вредных веществ в воздухе, воде и т.д.), которые могут угрожать жизни и здоровью работников, а также на установление факта отсутствия таких нарушений. Процесс аттестации включает несколько этапов: подготовку к проведению оценки условий труда, идентификацию и декларирование опасных производственных факторов, исследование выявленных нарушений и оценку результата.
Если в результате мониторинга выявлено несоответствие условий труда нормативным требованиям, работодатель обязан привести эти условия к нужным показателям.
Любой бизнес нуждается в аттестации рабочих мест, но есть организации, для которых это необходимо как никогда. К таковым относятся предприятия, где сотрудники работают:
- с использованием сложного технологического оборудования;
- с оборудованием, работа которого сопряжена с повышенным риском для работника, либо находится под высоким напряжением, или же связанным с радиационным заражением;
- с транспортными средствами, с операциями по эксплуатации и транспортировке опасных веществ (химикаты и т.п.).
Данные Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) говорят о том, что ежедневно на рабочих местах в мире травмы получают более двух миллионов человек, а количество смертей от профессионального травматизма составляет в среднем около 6000 человек в день. Увы, многие данные о трудовых условиях по-прежнему остаются неизвестными.
Касательно России, в большинстве случаев пострадавшими от травм на рабочем месте являются работники с большим опытом, которые могут оказаться очень трудно заменить в случае ухода из компании.
Проводить оценку условий труда может только организация, отвечающая определенным критериям. Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает, что организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, включая по крайней мере одного со специализацией в области гигиены труда, общей гигиены или санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В структуре этой организации должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и (или) опасных производственных факторов. Более того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России) или в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда и правом проведения специальной оценки условий труда по переходным положениям (статья 18 Федерального закона № 426-ФЗ).
Обязательную аттестацию рабочих мест работодатель проводит согласно требованиям Федерального закона № 426-ФЗ. Оценка условий труда на рабочем месте осуществляется не реже, чем раз в пять лет. Данный период рассчитывается от дня утверждения отчета о результате предыдущей оценки. Аттестация благотворно сказывается на атмосфере в коллективе, подчеркивая заботу руководства о своих подчиненных.
К несчастью, оценка человеческого фактора, такого как халатность, оказывается более сложной задачей, поскольку имеет нечисловую характеристику. Однако профессиональные эксперты способны распознать явные нарушения законодательных требований со стороны персонала, и сделать соответствующие выводы. Таким образом, систематический мониторинг условий труда и оперативное устранение несоответствий позволяет избавить организацию от многочисленных негативных последствий.
Аттестация рабочих мест является важной процедурой для обеспечения безопасности и здоровья работников на производстве. Чтобы узнать, как происходит эта процедура и какую роль при этом играет поставщик услуг по аттестации рабочих мест, необходимо обратиться к Федеральному закону № 426-ФЗ и приказу Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н.
В приказе приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Но как именно выглядит процесс проведения аттестации на практике?
- Подготовка к процедуре
- Выявление потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Согласно законодательству, работодатель создает комиссию по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей. Комиссия должна включать специалиста по охране труда, членов профсоюза и представителей работодателя (либо работодателя лично, если он является индивидуальным предпринимателем). Работодатель или его представитель возглавляет комиссию, которая затем прописывает график и перечень работ.
Далее комиссия проводит проверку действующих условий труда и выявляет опасные и вредные факторы. К таким факторам могут относиться качество воздуха рабочей зоны, уровень освещенности, наличие виброакустических факторов, интенсивность излучений, напряженность электромагнитных полей, параметры микроклимата и влажности, степень тяжести и напряженности трудового процесса и многое другое.
При выявлении факторов эксперты учитывают результаты прошлой аттестации, статистику несчастных случаев на производстве и предложения работников.
Таким образом, аттестация рабочих мест представляет собой многоэтапный процесс, включающий в себя подготовку к процедуре и выявление потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Она позволяет защитить работников от негативного воздействия угроз на их здоровье и жизнь на производстве.
Работодатели не производят выявление потенциально вредных и опасных факторов на рабочих местах сотрудников, которые занимают должности, включенные в списки, учитывающиеся для досрочного назначения страховой пенсии по старости или выплаты компенсации за вредность труда. Кроме того, идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится на рабочих местах, где их наличие заранее было установлено экспертами при проведении аттестации или СОУТ.
Если в процессе проверки были обнаружены вредные и (или) опасные факторы, они должны быть отправлены на исследование испытательной лаборатории, экспертам или другим уполномоченным лицам. В случае необходимости производится измерение показателей.
Эксперты после испытаний производственных факторов классифицируют условия труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. Условия труда подразделяются на четыре класса:
- Оптимальные — опасности нет или она в пределах нормы;
- Допустимые — наблюдается воздействие вредных факторов, степень которого не превышает уровни, установленные нормативами, а вредность, связанная с работой, исчезает после отдыха (например, усталость глаз);
- Вредные — уровень воздействия вредных факторов превышает нормативные значения и может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, профессиональная тугоухость у лиц, работающих в условиях повышенного уровня шума);
- Опасные — сопровождающее выполнение профессиональных обязанностей воздействие вредных факторов, которое может вызвать острое заболевание или создать угрозу жизни (например, травмы у промышленных альпинистов).
Результаты СОУТ предоставляются в виде отчета, который содержит информацию о компании, проводившей анализ, перечень рабочих мест и обнаруженных на них опасных или вредных факторов, протоколы испытаний и измерений, карты оценки условий труда, содержащие сведения о классификации (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах, сводную ведомость специальной оценки условий труда, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, а также заключение экспертов.
Не позднее, чем через 30 календарных дней после утверждения отчета, результаты СОУТ знакомятся сотрудниками и размещаются работодателем на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда, например, устраняется неисправность приборов или выдается компенсация в виде увеличения заработной платы, пенсии, предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительного страхования и т.д.
Жизненная безопасность работников является одним из главных приоритетов в бизнесе. Согласно проведенному международному исследованию, каждый инвестированный доллар в безопасность и гигиену труда может принести предпринимателю экономическую выгоду в более чем два раза больше. Это говорит о том, что вложенные средства в охрану труда не являются издержками, а скорее инвестициями в повышение эффективности бизнеса. В конечном итоге, здоровье и безопасность сотрудников влияют на все сферы деятельности компании и могут стать ключевым фактором успеха на рынке.
Оформление и продолжительность действия декларации соответствия условий труда
В случае, когда аттестация рабочих мест на предмет опасных или вредных производственных факторов не выявила никаких нарушений, работодатель должен подать декларацию о соответствии условий труда государственным нормам охраны труда в местный орган исполнительной власти, ответственный за контроль соблюдения трудового законодательства. Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют несколько способов подать декларацию о соответствии условий труда:
- лично в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения;
- почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
- через заполнение формы декларации на официальном сайте ФС по труду и занятости.
Действие этой декларации продолжается в течение 5 лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если в течение действия декларации произойдет несчастный случай на производстве с кем-то из работников, будет зафиксировано профессиональное заболевание или нарушение требований охраны труда (кроме случаев, когда вина лежит на третьих лицах), то действие декларации прекращается. Меры, по этому поводу, принимаются уполномоченным органом исполнительной власти. Его представители обязаны указать это в реестре деклараций не позже, чем через 10 дней после происшествия. Если в течение 5 лет действия декларации не было обнаружено вышеупомянутых происшествий, ее действие продлевается на следующие 5 лет.
Фото: freepik.com