Малый бизнес по франшизе: стоит ли игра свеч и как выбрать верное направление
Франшиза - это способ создания бизнеса, используя уже известный и проверенный бренд. Выбор франшизы часто рассматривается как шаг на пути к снижению рисков и обеспечению прибыльности. Одно только наличие известного бренда может привлечь лояльных потребителей уже на этапе открытия предприятия. Использование проверенной технологии и профессионального бизнес-плана дополнительно повышает шансы на успешность проекта и быстрый возврат инвестиций.
Согласно Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), количество франчайзинговых точек за 2015 год выросло на 15%, а в первом полугодии 2016 года - еще на 6%. Эксперты рынка объясняют рост отрасли высокой востребованностью франшиз некоторых брендов, а также готовностью молодых предпринимателей к работе с готовым бизнес-концептом. Однако, не стоит рассчитывать на мгновенный успех, так как при открытии франшизы также есть свои риски и трудности.
Франшиза как способ развития бизнеса
Запустить свой бизнес с нуля - это тяжелый труд, требующий много времени и энергии на составление концепции, создание брендбука, разработку бизнес-модели, формирование требований к персоналу и помещению и так далее. Более того, такой подход сопряжен с риском оказаться под завалами бумаг, утонуть в цифрах или провалиться в финансовую пропасть, особенно в период кризиса. Франшиза - это способ, позволяющий избежать многих трудностей, сопутствующих запуску бизнеса, и привнести в свою работу опыт иностранных партнеров.
В то же время, стоит отметить, что франчайзер (управляющая компания) не может полностью контролировать ваш бизнес. Его задача состоит в том, чтобы помочь вам, направляя ваш бизнес в нужном направлении, и решать ряд проблем, связанных с маркетингом, выбором помещения, дизайном торговой точки, поставками и т.д. Не все управляющие компании следуют такой демократичной политике. Но есть исключения: франшиза "Еврочехол" - это пример компании, которая смогла найти баланс между контролем и помощью франчайзи.
Неважно, насколько успешна ваша стратегия, качество управления бизнесом в местности осуществляется франчайзи, который всегда должен стремиться к улучшению работы своей точки продаж.
Для выбора направления любого бизнеса существует множество подходов и стратегий. Однако, в случае с франшизой, у предпринимателей больше возможностей избежать подводных камней. Ниже приведены 6 советов, которые помогут выбрать наиболее перспективное направление для развития малого бизнеса по франшизе.
1. Исследуйте магазины франшиз. Загляните на специализированные сайты и ознакомьтесь с предложениями рынка. Возможно, вы найдете готовый бизнес, который уже работает и отлажен, и не придется изобретать велосипед. Стоит отметить, что 56% точек фастфуда в России открыто по франшизинговой схеме.
2. Проведите маркетинговое исследование. Изучите потребности населения, наличие конкурентов и цены на рынке в вашем регионе. Узнайте, не работает ли уже кто-то по аналогичной франшизе или в схожем бизнесе. Некоторые франчайзеры устанавливают ограничение на количество представительств на конкретной географической территории, что может сигнализировать о наличии свободных мест для бизнеса.
3. Выделите виды бизнеса, которые соответствуют вашим личным интересам. Рекомендуется заниматься тем, что нравится, так как это поможет справляться со стрессами, неизбежно возникающими при открытии нового дела. Списки франшиз предлагают множество неожиданных и вдохновляющих идей малого бизнеса.
4. Оцените свою компетентность. Для успешного управления бизнесом по франшизе необходимы знания и опыт в выбранной отрасли. Выбирая формат бизнеса по франшизе, вы можете быть уверены в том, что вам помогут учиться и расти, а значит — справиться с проблемами будет значительно проще.
5. Оцените свои финансовые возможности. Вам потребуется стартовый капитал, и цена вопроса может различаться в разы. Поэтому, определив, чем примерно вы хотите заниматься, выбирайте дело, которое оставит вам хотя бы небольшой запас финансов на покрытие рисков. В случае с франшизой многие моменты просчитаны заранее.
6. Вернитесь к списку франшиз. Сориентировавшись в ситуации, остается только выбрать два-три подходящих варианта и связаться с хозяевами бизнеса для уточнения деталей.
Таким образом, франшиза является одним из наиболее безопасных путей начала своего собственного дела. Ряд зарубежных сетевых брендов, включая McDonald's, начинали свой путь именно через франшизу.
В период экономического кризиса, согласно мнению экспертов РАФ, повышается спрос на услуги, которые помогают экономить время и уберечь кошелек, например, на онлайн-сервисы. На сегодняшний день, одной из самых распространенных франшиз в области услуг является GetTaxi, которая не только надежно перевозит пассажиров, но периодически порадует клиентов различными сюрпризами и скидками. В ресторанном бизнесе все более востребованны франшизы как "ГрильХаус" и Kill Fish Discount Bar, они организовывают различные маркетинговые акции в социальных сетях и активно расширяют свой спектр специальных предложений.
Однако, чем современнее и оригинальнее бизнес, тем выше становится порог входа в него. Например, для Kill Fish Discount Bar минимальная сумма первоначальных инвестиций составляет от 2 800 000 до 5 900 000 рублей в зависимости от региона, помещение должно быть размером не менее 100 кв. метров, в то время как точка « СТАРДОГ!S» может быть открыта на площади всего 5 кв. м при инвестициях в размере от 350 000 до 1 500 000 рублей. Также следует обратить внимание на размер вступительного взноса и момент начала взимания роялти со стороны управляющей компании. Однако некоторые компании предоставляют дополнительное время франчайзи для "осмотра" всех аспектов работы и начинают взимание роялти только через 4-5 месяцев после старта своей деятельности. Следует отметить, что некоторые франшизы, например, как франшиза компании «Еврочехол», не требуют выплаты роялти (константное отчисление) или паушальных взносов (разовых отчислений), поскольку они ориентированы исключительно на получение прибыли от реализации уникальной продукции франчайзера.
Список самых выгодных франшиз 2016 года был опубликован в журнале Forbes. Для того, чтобы попасть в этот список, франшиза должна была работать на рынке уже не менее трех лет и соответствовать десяткам критериев, связанных с инвестициями и прибыльностью.
Ниже приведены пять самых перспективных франшиз, согласно рейтингу журнала Forbes:
- Лабораторная служба «Хеликс». Инвестиции: 750 000 рублей при открытии лаборатории с нуля, 150 000 рублей — при открытии лаборатории действующей клиникой. Роялти: 2%. Вступительный взнос составляет 50 000 рублей, а окупаемость средств — 3 месяца.
- «СДЭК», экспресс-доставка грузов. Инвестиции: 350 000 рублей. Роялти: 10% после 6 месяцев работы. Вступительный взнос составляет 150 000 рублей, а окупаемость гарантирована через 3-6 месяцев.
- Unibrait , оборудование и компоненты для нанесения зеркальных покрытий. Инвестиции: 2 000 000 рублей. Роялти: 10% спустя 6 месяцев работы. Вступительный взнос составляет 150 000 рублей, а франшизу можно будет окупить через год.
- Служба недвижимости «Миэль». Инвестиции: 1 000 000–2 500 000 рублей. Роялти: от 18 000 рублей. Вступительный взнос составляет 350 000 рублей, а окупаемость приобретения франшизы — 12 месяцев.
- Samura , продажа японских ножей. Инвестиции: 300 000 рублей. Роялти: отсутствует. Окупаемость средств гарантирована через 3 месяца, а вступительный взнос не требуется.
Также стоит отметить, что если не нашли свою франшизу в данном рейтинге, это не значит, что она менее перспективна. Также необходимо учитывать возможную ангажированность журнала и оценивать другие предложения.
Фото: freepik.com