Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании
Согласно исследованию компании IDC, Россия опережает мировой уровень по увеличению сегмента облачных технологий. Прогнозируется, что до 2016 года среднегодовой темп прироста достигнет более 50%, а объем рынка составит около 19 миллиардов рублей. Облачные технологии находят применение как в малом бизнесе, так и в крупных холдингах.
Однако, какие конкретные преимущества может предоставить использование облачных технологий и в каких сферах они успешно применяются? Давайте разберемся вместе, проникнув внутрь мира «облаков»!
Облачные технологии – удобная виртуальная среда для обработки и хранения информации, объединяющая в себе аппаратные средства, программное обеспечение, каналы связи и техподдержку. При наличии подключения к сети Интернет, пользователь получает возможность доступа к своим данным практически с любого устройства в любой точке мира. Уже многие пользователи оценили удобство использования облачных технологий через крупные почтовые сервисы, такие как gmail.com, mail.ru и mail.yandex.ru. Сервисы «облака» можно настроить по своему усмотрению, распределять пространство для хранения информации и получать доступ к информации в соответствии с потребностями.
Преимущества работы с облачными технологиями используют не только предприниматели, но и средние и крупные компании. Для каждого масштаба есть своя оптимальная бизнес-модель. Так, малые компании зачастую используют сервисы бухгалтерии и почты, а также приложения для обмена информацией, восстановления и архивации файлов. Крупные организации интересуются услугами связи, виртуальными серверами и разнообразными сервисами. В свою очередь, стартапы, работая в сфере IT, используют облачные технологии для обслуживания большого количества клиентов без дополнительных инвестиций в покупку дорогостоящего оборудования.
Облачные технологии обеспечивают высокий уровень защиты данных. К примеру, в 2013 году 30,7% граждан России, которые пользовались государственными и муниципальными услугами, получили их в электронном виде. Электронное Правительство России использует облачную инфраструктуру для своих нужд.
Сегодня технологии облака популярны в различных отраслях России. На первом месте среди них IT и финансовые компании (25%), на втором – ритейл (21%), а на третьем – телеком (13%).
Преимущества использования облачных технологий для бизнеса настолько очевидны, что их следует рассмотреть при планировании будущих операций:
- Сокращенные расходы на обработку информации до 70%, благодаря возможности использования интернет-сервисов без необходимости покупки серверов, сетевого оборудования, лицензированного ПО, кондиционеров, а также не потребуется штатный IT-специалист.
- Подключение к облачным сервисам может быть произведено с любого гаджета, имеющего выход в Интернет, для этого не требуется специальных знаний в области IT.
- Централизованные данные гораздо удобнее, чем информация, доставленная в разных филиалах и компьютерах.
- Специалисты компании-провайдера могут быстро реализовать расширение (или сокращение) облачного сервиса по запросу клиента в течение нескольких минут. Клиент также может самостоятельно управлять объемом «облака» через личный кабинет на сайте оператора.
- Облачные сервисы проектируются с повышенной безопасностью и отказоустойчивостью и обеспечиваются техподдержкой круглосуточно.
Существуют сертификации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, которые подтверждают безопасность облачных технологий и решений. Чтобы получить сертификат, продукты должны соответствовать нормам и требованиям, таким как системы обнаружения вторжений и антивирусная защита.
Это также относится к сертификации центров обработки данных по TIER. Этот международный сертификат присваивает дата-центрам классы надежности от I до IV, и оптимальными по соотношению «цена-бесперебойность» являются дата-центры III класса.
Работа облачной IT-инфраструктуры для бизнеса базируется на дата-центрах, которые все чаще располагаются за рубежом для обеспечения максимальной безопасности. Компании, предоставляющие облачные услуги, проводят тщательный отбор персонала для штата ЦОДа, как и в банковских структурах. Клиентская информация хранится на надежных носителях, защищенных от несанкционированного доступа, а системы резервного копирования позволяют восстановить важные данные, если пользователи допустят ошибки.
Уровень защиты персональных и конфиденциальных данных настолько высок, что многие провайдеры облачных услуг не знают, какие приложения размещают в облаке заказчики. Сервисы IaaS (Infrastructure-as-a-Service), SaaS (Software-as-a-Service) и PaaS (Platform-as-a-Service) могут быть запущены в течение нескольких часов или до двух дней, после того как клиент оформил заявку на сайте провайдера и внес предоплату.
"Виртуальные" решения для бизнеса
В настоящее время можно наблюдать наибольшую популярность в использовании облачных технологий. Множество моделей этих технологий доступны для бизнеса, и мы рассмотрим наиболее используемые из них.
Первая модель - аренда виртуального сервера (также известный как облачный ЦОД). Дата-центр, построенный на облачных технологиях, представляет собой серверы, диски и сети, которые можно управлять через Интернет или выделенные каналы связи. Помимо этого, для заказчика создается портал самообслуживания, через который он сможет легко контролировать все размещенные в "облаке" сервисы независимо от провайдера услуг.
Второй вариант - виртуальный офис. Благодаря этому решению рабочее место можно организовать в виртуальном пространстве, не привязывая его к конкретному компьютеру. В "облаке" воспроизводится внутренняя сеть компании, включая сетевые диски, общие папки и программы-планировщики. Таким образом, можно полноценно заменить стационарные рабочие станции везде, где есть Интернет.
Третий вариант - резервное копирование. Это решение предусмотрено для обеспечения сохранности данных в случае чрезвычайных ситуаций. Система резервного копирования гибко настраивается под текущий объем данных, что позволяет сократить временные и финансовые издержки.
Четвертый пункт нашего списка - катастрофоустойчивость (DRaaS). Сервис индивидуальных решений по обеспечению катастрофоустойчивости объединяет несколько облачных платформ с выходом на нескольких операторов связи. Безопасность данных достигается путем перекрестного резервного копирования в автоматическом или ручном режиме.
Этот список заканчивается на гибридном "облаке". Это возможность подключить частное "облако" к публичной облачной структуре провайдера, чтобы разгрузить собственные мощности в период высокой деловой активности. Все некритичные процессы могут быть перенесены в "облако" провайдера, а позже вернуться обратно. Это позволяет существенно ускорить процессы в собственном "облаке".
Следующий пункт - аренда приложений. В данном варианте программное обеспечение можно не покупать для установки на конкретный компьютер, а получать через Интернет, оплатив пользование на определенный срок. Заказчик гарантированно получает круглосуточную техподдержку и уверенность в безопасности своих данных.
И последний вариант - виртуальный контакт-центр. Традиционная организация контакт-центра требует специального помещения, оборудования рабочих мест и оплаты труда офисных сотрудников. Виртуальный контакт-центр, организованный по облачной технологии, позволяет высвободить значительное количество ресурсов и развернуть работу за два дня с момента подачи заявки провайдеру.
Вся вышеперечисленная информация показывает, что существует множество "виртуальных" решений для бизнеса, и они могут значительно оптимизировать работу компаний в различных областях.
Что ожидает нас в ближайшем будущем, если мы не будем делать ставку на облачные информационные технологии? Аналитики предрекают, что это будет легкомысленный выбор.
Так, например, рынок облачных технологий считается одним из самых активно развивающихся в IT-сфере. Это не только автоматически означает падение стоимости подобных услуг, но и совершенствование технического и программного обеспечения в самом ближайшем будущем. Кроме того, безопасность и эффективность облачных технологий стали практически общепризнанными, уже идет проработка юридических аспектов работы облачных систем и создание новых экономических моделей использования IT-услуг.
В мировой практике, как заявляет компания Symantec, тенденция к переходу на облачные технологии уже сложилась в 90% компаний. Однако, многие российские организации по-прежнему стремятся держать ценные ресурсы строго при себе в погоне за стопроцентным контролем над информацией. Однако, практика показывает, что инфраструктура «облака» стабильнее и безопаснее по сравнению с инфраструктурами заказчиков, что объясняется более высокими затратами и уровнем знаний, которые требуются для создания надежных дата-центров и которыми не каждая крупная компания располагает.
Фото: freepik.com