Ремонт вариаторов: виды восстановительных работ и их стоимость
Современный автолюбитель уже не удивляется наличием автоматической коробки передач в комплектации машины. Однако, среди разнообразия трансмиссий особенно набирает популярность CVT, или вариатор. Хотя многие отождествляют эту коробку с классической автоматической коробкой передач, на самом деле, это неверно с технической точки зрения. Основной принцип работы вариатора отличается от классической АКПП. Это вызывает некоторое недоверие к вариатору. Многие беспокоятся о возможности сложностей в эксплуатации и неисправностей. В данной статье рассмотрим вопросы ремонта вариатора и поделимся советами о том, как управлять автомобилем с CVT, чтобы отложить обращение в СТО на как можно более длительный период времени.
Вариаторы в современных автомобилях давно стали стандартом, при этом многие автовладельцы не знают, как правильно эксплуатировать коробку вариатора, чтобы снизить риск поломки. Чтобы разобраться в принципе работы вариатора, достаточно вспомнить простой скоростной велосипед. Если цепь проходит по самой малой передней и самой большой задней звездочке, крутить педали легко даже в гору. Передняя звездочка вращается быстрее затем, чтобы заставить заднюю совершить один оборот. Этому случаю соответствует минимальная скорость и максимальная тяга.
В противоположной ситуации, крутить педали сложнее, но и велосипед едет быстрее, поскольку одному обороту передней звездочки соответствует несколько оборотов задней. Скорость увеличивается, а тяга уменьшается. Такой же принцип используется при работе вариатора, но с одним отличием: ремень или цепь проходит не через звездочки, а через два конусных шкива, которые могут плавно преобразовывать диаметр вращения, меняя передаточное отношение.
Следует отметить, что трансмиссия с вариатором чувствительна к механическим повреждениям. Они возникают при наезде на препятствия, бордюры или камни. Не продлит жизнь коробке с CVT быстрая смена передачи для движения вперед и назадна бездорожье или в снегу – так называемая раскачка.
Существует несколько мер, которые позволяют продлить срок службы коробки и снизить риск поломки:
- Необходимо избегать резких троганий с ускорением, поскольку это может привести к нагреву и проскальзыванию цепи или ремня по шкивам.
- Не следует долго ездить на максимальной скорости, даже в условиях достаточной смазки, такой режим работы приводит к перегреву подшипников, валов и ремня.
- Ездить по бездорожью тоже не рекомендуется, поскольку передвижение по пересеченной местности дает дополнительную нагрузку на коробку.
- Буксировать и ездить с прицепом тоже приводит к дополнительной нагрузке на коробку, что может привести к ее перегреву. В технической документации к авто указана максимальная масса, которую он может буксировать.
Кроме того, необходима периодическая диагностика и профилактические меры, такие как прогрев. Во время стоянки все смазочные жидкости стекают в поддон и охлаждаются. Чтобы достичь рабочей температуры и для попадания масла на смазывающие поверхности, необходимо перед началом езды прогреть двигатель. Соблюдение правил положений селектора тоже играет роль в эксплуатации коробки вариатора. Кроме того, перед каждой поездкой желательно проверять уровень смазочной жидкости и следить за состоянием радиатора, который может забиваться пылью, грязью и пыльцой, после чего может не справиться со своими функциями даже при обычной езде, тогда коробка выйдет из строя.
Однако даже если вы бережно эксплуатируете авто и выполняете все рекомендации по техническому обслуживанию, ремонт вариаторов неизбежен. Как и в любом другом узле, где есть вращающиеся или трущиеся детали, в CVT постепенно изнашиваются подшипники, конусные валы и ремни. Все меры профилактики направлены только на продление срока службы коробки, но никак не на избежание поломок в целом.
Как ремонтируют вариатор и сколько это стоит?
Официальные дилеры при сервисном обслуживании предпочитают замену вышедшего из строя вариатора вместо его ремонта, но стоимость этой процедуры после окончания гарантии может быть недешевой. Однако, появление на рынке оригинальных запасных частей позволяет значительно сэкономить деньги, выполняя качественный ремонт без полной замены трансмиссии.
Цена ремонта вариатора зависит от того, какая конкретно деталь вышла из строя и какие процедуры необходимы для ее замены. Некоторые услуги, которые могут войти в ремонт вариатора, представлены ниже:
- Диагностика неисправности. Чтобы точно определить место и причину неисправности, требуется комплексная диагностика и осмотр вариатора. Поломка может быть следствием неправильной работы системы автомобиля. Во многих сервисных центрах услуга полной диагностики без демонтажа вариатора проводится бесплатно.
- Замена ремня или цепи. Износ ремня может быть связан с естественной выработкой, перегревом либо с появлением задиров на валах, которые могут его порвать. Для разных автомобилей запас хода ремня может составлять от 100 000 до 250 000 км. Стоимость ремня примерно 15 000 рублей.
- Замена подшипников. При постоянном трении ремня о валы образуется металлическая пыль, которая частично улавливается фильтрами или магнитами. Несвоевременная замена масла фильтрующие элементы не справляются, а пыль попадает в подшипники, ускоряя их естественный износ. Цены на эту деталь начинаются от 2500 рублей.
- Промывка и ремонт гидроблока вариатора. Эта система отвечает за синхронное управление конусными шкивами. В некоторых случаях неисправности могут быть связаны с загрязнениями масла, которые решаются промывкой гидроблока. Длительная езда с грязным маслом может вывести из строя некоторые детали, тогда потребуется их замена. Примерная стоимость этих работ - 10 000 рублей.
- Ремонт блока управления вариатора. ЭБУ, или электронный блок управления, обеспечивает корректную работу КПП в целом. Он принимает сигналы от датчиков, регулирует давление масла, отвечает за самодиагностику и работу вариатора в аварийном режиме. Стоимость ремонта ЭБУ начинается от 8000 рублей.
Эти работы - не полный перечень того, что может понадобиться для ремонта вариатора. Полный перечень и итоговая стоимость услуг потребуются после диагностики. В среднем, ремонт вариаторов в сервисе обойдется в 55 000 рублей, включая стоимость запасных частей.
Цена ремонта вариатора зависит от стоимости запасных частей и работ по демонтажу/монтажу коробки. Чтобы не увеличивать сумму ремонта, лучше обращаться в сервис сразу же после обнаружения первых признаков неисправности. Это поможет избежать серьезной поломки или полного выхода из строя КПП, замена которой приведет к значительным денежным тратам.
* Материал приведен для ознакомления. Цены актуальны на июль 2020 года и не являются публичной офертой.
Фото: freepik.com