Ломать — не строить. Душа не болит?!
СМИДОВИЧ, 16 АВГУСТА, «НАБАТ». — День Победы — особый праздник. Это один из самых значимых дней в жизни каждого человека, в истории нашей великой страны.
СМИДОВИЧ, 16 АВГУСТА, «НАБАТ». — День Победы — особый праздник. Это один из самых значимых дней в жизни каждого человека, в истории нашей великой страны. Для того чтобы сохранить память о подвиге советского народа, сложилась традиция возлагать цветы накануне празднования Великой Победы к памятнику воинам, погибших во время войны, поклоняться героям, отдавать дань уважения всем, кто на фронте и в тылу ковал нашу великую Победу.
Будучи школьником в 70-80 годы, я играл в поселковом духовом оркестре и был, как говорится, в гуще торжеств. И все годы торжественная часть проходила возле монумента погибшим воинам, в парке клуба им. Шевчука. Фигура воина-освободителя, прошедшего дорогами войны, отдающего дать памяти своим товарищам, вызывала особое смешанное чувство скорби и одновременно силы и гордости.
Но сегодня хотелось бы написать о другом. Оставим воспоминания советского счастливого детства, вернемся в сегодняшнюю реальность. Тема, которая цепляет за живое и не дает покоя, — это состояние памятника воину-освободителю в парке Победы п. Смидович, который, по моему мнению, подвергся вандализму под названием реконструкция.
Немного истории. Памятник, увековечивающий имена воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войне, установлен в сквере Победы п. Смидович в 1972 г. После строительства он представлял собой композицию из пилона и скульптуры скорбящего воина. Высота пилона 4,7 м. В верхней части пилона высечена надпись: «Вечная слава павшим в боях за Родину». По всей плоскости пилона в два столбца — 117 фамилий погибших односельчан. Скульпторы — Э.Д. Маловинский, Н.К. Геец.
В 2000 г. к 55-летию Победы сооружено два дополнительных пилона с фамилиями воинов. Творческая деятельность Эдуарда Дмитриевича Маловинского и Николая Кирилловича Гееца была тесно связана с Дальним Востоком, с отражением героических страниц истории Дальнего Востока. Они авторы станковых и монументальных произведений и многочисленных мемориальных рельефов в городах и поселках. В своих поисках мастера ориентировались на реалистические традиции в отечественной скульптуре. Каждая историческая личность в интерпретации скульпторов — это, конечно, прежде всего, сильный характер и воплощение того поколения, что пронесло груз лишений, воплощая мужество и интеллигентность своего времени.
А теперь расскажу о том, что произошло и с чего начиналось уничтожение произведения искусства и мнимая «реконструкция». Как рассказали в районной администрации, проекты по созданию и реконструкции памятных мест на территории Смидовичского района реализуются с 2010 года. Инициатором выступает местная общественная организация ветеранов. То есть, если я правильно понимаю, некая группа людей взяла на себя право по своему усмотрению изменить монумент, исходя из своих внутренних убеждений о прекрасном. И вместо смысловой композиции — установить кладбищенские плиты (пилоны), никак не вписывающийся в замысел созданный заслуженными скульпторами Советского Союза. На сегодняшний день комплекс находится в аварийном состоянии. Сама фигура воина не реконструировалась.
Что было сделано? Снесена стела и пилоны с именами погибших воинов, дорога войны 1941-1945 гг. Установлены четыре «надгробных» пилона, часть из которых отвалилась практически сразу после реконструкции. Сегодня памятник находится в аварийном состоянии, и все что сделано, пытаются скрыть баннерами.
Это даже не новодел, а говоря языком специалистов, — фальшак. В отличие от новодела, фальшак не предполагает даже внешнего сходства с оригиналом, это свободная фантазия на историческую тему, при этом нацеленная на обман обывателя, который неизбежно будет воспринимать её как часть «восстановленного» монумента. Фальшак полностью уничтожает понятие подлинности и исторической достоверности, вольно или невольно обманывая людей. И кто ответит за уничтоженный, по сути, скульптурный комплекс? Такое чувство, что вся работа сегодня строиться для того, чтобы уничтожить то, что накопили, создали за многие годы. В книге Екклисиаста* говорится: «Род приходит, и род проходит, а земля пребывает во веки». Вспомнят ли о нас будущие поколения? Сделали ли мы что-то, чтобы остаться в истории?
А пока душа не болит, и совесть не мучает тех, кто это затеял.
Савелий СЕВЕРСКИЙ
От редактора:
О кошмарном состоянии «отремонтированного» памятника фронтовикам-смидовичанам интернет-газета «Набат» писала неоднократно . Проверку по факту некачественной реконструкции объявляла областная прокуратура. Подрядчика обязали привести пилоны в надлежащее состояние. Но воз, как говорится, и ныне там.
К слову, не так давно единороссы шумно чествовали Валентину Бардаль – депутатку районного Собрания и председательницу местной ветеранской организации (комсомолку, спортсменку… — ненужное зачеркнуть). В прошлом она была пламенной функционершей Смидовичского райкома КПСС, а нынче «перекрасилась» в единороссы. О результатах бурной общественной деятельности Валентины Максимовны, если мы правильно понимаем, можно судить по состоянию «отремонтированного» монумента в Смидовиче. Впрочем, удивляться особо нечему. Всё, за что берутся единороссы, превращается в «ужас, летящий на крыльях ночи».
____________________
* Екклесиа́ст — книга, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета.
Последние новости
Биробиджан: Новые инициативы для развития города
Город на Бире делает шаги к модернизации инфраструктуры и улучшению качества жизни.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций в будущем
Как правильно подготовиться к возможным бедствиям.
Биробиджан: Город, где встречаются культуры
Уникальное сочетание традиций и современности в Биробиджане
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований